Порочные товары в России стали ближе. АУДИО 09:42 - 3.05.2018
О чем говорит рейтинг доступности алкоголя, сигарет и наркотиков
Порочные товары в России стали ближе. АУДИО

Россия заняла 75 место в рейтинге доступности так называемых «порочных» товаров. Первое место досталось Люксембургу. В США такие покупки стали дороже в три раза, и страна потеряла 21 строчку, оказавшись на 38 месте. А вот Россия улучшила свои позиции на восемь пунктов. Что такое порочные товары и зачем нужен рейтинг их доступности, разбиралась Алла Пугачева.


Алкоголь, табак и наркотики — именно эти категории товаров агентство Bloomberg называет «порочными». Рейтинг доступности рассчитывается из соотношения среднего недельного заработка по стране к средней стоимости «базовой» корзины таких товаров. Туда входят пачка популярных сигарет и сигарет премиум-сегмента, по одной бутылке пива, вина и крепкого спиртного напитка и по 1 грамму амфетаминосодержащего вещества, марихуаны, кокаина и героина. Стоимость запрещенных препаратов специалисты рассчитывают, исходя из цен на черном рынке.

Россия в этом году вышла в топ-75 стран благодаря тому, что вся перечисленная продукция стала более доступна по сравнению с 2016 годом. Хотя среднестатистическому россиянину все равно нужно $375, чтобы купить всю корзину: это втрое больше среднего заработка за неделю. И это неутешительные данные, считает директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз: «Чем больше регион пьет легального алкоголя, тем дела в нем обстоят лучше — значит, там пьется меньше суррогатной продукции. Чем меньше легального алкоголя употребляется в регионе, тем хуже обстоят дела с уровнем и качеством жизни. В каждой стране мира существует нелегальный рынок порочных продуктов. В России он гораздо больше: составляет процентов 40–45. В Соединенных Штатах, в Великобритании, во Франции, в Италии применительно к алкоголю это 10–15%».

Сами составители рейтинга также уверены, что его результаты наглядно отображают уровень благополучия в стране: неспроста первая строчка досталась Люксембургу. Следом идут Багамы, Швейцария, Ирландия и Франция. Жители этих стран потратят всего от 10 до 18% своего недельного заработка, чтобы купить полный порочный набор.

В действительности этот индекс носит скорее номинальный характер, считает директор Научно-исследовательского финансового института Владимир Назаров: «Если страна проводит жесткую политику — например, устанавливает высокие акцизы на алкоголь. Даже если сам алкоголь и табак дешевый, а люди бедные, за счет этих акцизов соотношение будет высоким. Один из самых высоких ВВП на душу населения в Люксембурге, поэтому у них все соотношения будут хорошими, все и автомобили будут самые доступные, и так далее».

Интересно, что не так давно российский Минздрав отчитался о постепенном сокращении алкоголизма в стране: пьющих за последние 12 лет стало меньше на 40%. Однако, по версии ведомства, дело не столько в высоких ценах, сколько в целом комплексе профилактических мер. С этим наблюдением не согласен нарколог и главный врач клиники «Профессиональная медицина» Эркен Иманбаев. По его данным, пьющих в России становится только больше: «Цена наркотических веществ снизилась, они стали более доступными. Появилось огромное количество контрафактного алкоголя, и поэтому легальным производителям, чтобы бороться с этим, приходится снижать цены. Я вижу, что в последнее время количество больных алкоголизмом, конечно, стало больше, причем увеличился процент пивного алкоголизма».

Впрочем, вскоре стоимость некоторых алкогольных напитков может вырасти. Крупнейшие европейские виноделы отчитались о серьезном неурожае, из-за чего цены на качественное вино популярных марок обещают повыситься на 10–20%. И это еще без учета изменения курса доллара на фоне введения новых американских санкций. Так что, вероятно, в рейтинге доступности порочных товаров Bloomberg 2018 года Россия будет уже на более низкой позиции.

Российские власти намерены продолжить борьбу с потреблением алкоголя в стране. Минздрав уже назвал одним из своих приоритетов в этом году распространение среди граждан интереса к здоровому образу жизни.

Фото: Максим Поляков / Коммерсантъ

www.Kommersant.ru


Вернуться назад