Дробиз: Что ждет рынок алкоголя 11:38 - 26.09.2017
Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя
Дробиз: Что ждет рынок алкоголя

Министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что рынок алкоголя в России нужно переориентировать в сторону меньшей градусности.

Она считает, что рынок «благородных вин, особенно сухих, должен расширяться». С точки зрения медицины министр, разумеется, совершенно права. Но с точки зрения экономики эта проблема так быстро не решается. Чтобы «перейти на вино», нужно, я считаю, лет 25–30.

Давайте вспомним историю. Все 1930-е и вплоть до начала 1950-х потребление вина составляло всего 2–3 литра на душу населения в год. А народ пил водку. И вот правительство взяло курс на развитие виноделия и пропаганду вина как более благородного напитка. Только в Крыму высадили свыше 100 тысяч гектаров виноградников, свыше 200 тысяч — в Краснодарском крае. Выросли площади в республиках Закавказья и Средней Азии.

И вот итог: в начале 1980-х, спустя тридцать лет, вина стали пить 28 литров в среднем на душу населения в год! А уровень потреб ления крепких напитков снизился. Одной из причин была еще и дешевизна вина. За рубль можно было купить бутылку вполне приличного сухого. За двадцать копеек вам наливали 100 граммов сухого вина в любом буфете страны! Менее чем за два рубля можно было купить бутылку неплохого портвейна, который, кстати, и пил рабочий класс.

А что же сейчас? Уровень потребления вина сегодня — всего 7,5 литра на душу населения в год! Зато крепкого спиртного мы стали пить по сравнению с началом 1980-х примерно в 1,7 раза больше, около 17 литров на душу населения в год. Причем половина из этого количества — разного рода суррогаты: самогон, боярышник, в лучшем случае — «левая» водка, т. е. безопасный, но контрафактный продукт. Почему у нас так поменялась структура потребления? А потому, что изменился уровень жизни. Сегодня вино, да еще качественное, основная часть населения позволить себе просто не может. 500–1000 рублей за бутылку — это очень дорого! Особенно с учетом того, что градус в бутылке небольшой. И этот градус в несколько раз дороже, чем в водке. Стоит ли удивляться, что мужчины — основные потребители алкоголя — пьют именно ее? Сегодня, по данным маркетологов, 90 процентов потребителей вина в России — женщины. И только 10 процентов — мужчины. И если госпожа Скворцова хочет, чтобы мужчины тоже перешли на вино, их необходимо стимулировать. Прежде всего — повышением уровня жизни и снижением цены продукта. А для этого нужны серьезные инвестиции в «винную» отрасль: например, новые площади под виноградники. Не повредит и снижение акцизов на вино.

Вообще вино — это напиток сытых неспешных времен.

Просто так, по указу правительства, народ на него не перейдет. Должна измениться сама жизнь.

vm.ru

Вернуться назад