КУРС ЦБ $ 00,0000 € 00,0000
О ПРОЕКТЕ КОНТАКТЫ ВХОД ПОДПИСАТЬСЯ
» » » Закон «О рекламе». Каждому – по статье и комментарию!

Закон «О рекламе». Каждому – по статье и комментарию!

Опубликовано:  16:33 - 30 марта 2012

«Постатейный комментарий к Федеральному закону «О рекламе» вышел в печать и был представлен и еще раз откомментирован на пресс-конференции.

Члены экспертного совета ФАС и рабочей группы Андрей Кашеваров, Дмитрий Бадалов, Татьяна Никитина, Сергей Глушков, Сергей Котов, Николай Карташов прокомментировали принятые поправки к закону, и ответили на вопросы.

Закон «О рекламе». Каждому – по статье и комментарию!

Поправки, выработанные весной 2011 г, собраны в книге в виде Приложений вступят в силу летом и осенью 2012 г. Приводим их ниже вместе с комментариями.

Приложение 1 касается изменений в законе «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и других, связанных с этим, законодательных актов.

Поправка вступает в силу после 22 июля 2012 года.

В пункте 3 части 5 статьи 5 («В рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе») исключить слова «а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе», так как, пиво отныне приравнено к алкогольной продукции.

Основание - «подпункт 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ) под алкогольной продукцией понимается «пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива».

Пункт 2 части 15 статьи 14 («Ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров в телепрограммах, не распространяются на: рекламу, распространяемую в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств») дополнить словами «за исключением рекламы алкогольной продукции».

В статье 21 «Об алкогольной продукции» в части 1, п.3 «Реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека» дополнить словами «в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов».

Пункт 6 статьи 21 («Реклама алкогольной продукции не должна использовать образы несовершеннолетних») изложить в другой редакции:

«Реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации)».

Пункт 4 части 2 статьи 21 («Реклама алкогольной продукции не должна размещаться а всех видах транспортных средств общего пользования») изложить в иной редакции:

«Реклама алкогольной продукции не должна размещаться на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции».

Это изменение внесено в связи с «неоднозначной практикой правоприменения» этого пункта закона, - говорится в комментарии.

Часть 2 статьи 21 («Реклама алкогольной продукции не должна размещаться...в том числе см. п 1 - на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов, и п.2 - предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции») дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в печатных изданиях с учетом положений пунктов 1 и 2 части 2 настоящей статьи, в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»»

Законодательно закрепленное разрешение на распространение рекламы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» косвенно свидетельствует о том, что в сети «Интернет» разрешена и реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее пяти процентов» - уточняется в комментарии.

Часть 4 статьи 21 («Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предлагать им такие образцы») изложить в новой редакции:

«Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы».

Статью 21 дополнить частью 5 следующего содержания: «Не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции»

Статья 22 о рекламе пива упраздняется.

В связи со всеми вышеперечисленными поправками, изменяется и статья 38 «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе» (подробнее об этом см на сайте ФАС)

Суммируем о пиве и алкоголе:

Согласно новому рекламному законодательству, пиво приравнивается к алкогольной продукции и подпадает под «алкогольные» нормы, которые, в свою очередь, ужесточаются и конкретизируются. Так, реклама алкоголя уходит с платных телеканалов, из месседжа исключаются анимационные образы людей и животных, а также всякие намеки на пищевые добавки и витамины. Любопытно, что до 22 июля 2012 года запрет на «мультяшных» героев действовал только в отношении рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Размещение алкогольной продукции ограничивается торговыми точками на вокзалах и покидает out&in-door формат вокзалов и метро, а печатная реклама алкоголя с содержанием этилового спирта более 5% уходит с форзацев журналов и сосредотачивается в дегустационных залах, в стационарных точках продаж и в Интернете ( где реклама менее крепкого алкоголя тоже, естественно, разрешена). В пункте о промо-акциях пиво и другой алкоголь получают дополнительное место - дегустационный зал, а сами промо-акции ограничиваются таковыми по продвижению только алкогольной, и никакой другой продукции.

Последняя норма, по свидетельству самих разработчиков, «является внутренне противоречивой, так как реклама стимулирующего мероприятия практически всегда имеет два объекта рекламирования, т.е. привлекает внимание не только к самому мероприятию, но и к определенному товару, приобретение которого является условием участия в стимулирующем мероприятии (статьи 3 и 9 Федерального закона «О рекламе»). Следовательно, в силу законодательно закрепленного функционального назначения рекламы, реклама стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, направлена, в том числе на продвижение алкогольной продукции, т.е. имеет целью ее реализацию на рынке. Таким образом, теряет смысл выведение из-под действия запрета «специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции или сама норма части 5 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», - говорится в комментариях. Разработчик поправки - Д. Бадалов - специально поясняет: если вы продаете пиво, значит, промо-акция с участием пива законна. Если стиральные машины, значит, закон нарушен. И предлагает в случае разногласий обращаться лично к нему, в ФАС.

Не менее спорным может показаться и вопрос о продвижении услуг, так или иначе связанных с алкоголем, как, например, о доставке пиццы или закусках к пиву. Реклама таких услуг, даже с упоминанием слова «пиво», рекламой такового не являются, - говорят эксперты. - Главное, чтобы не употреблялись названия каких-то определенных брендов.

Приложение 2 касается внесения изменений в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Поправка вступает в силу с 1 сентября 2012 года.

Часть 5 статьи 5 «Общие требования к рекламе» Федерального закона «О рекламе» дополнена пунктом 4, согласно которому реклама не должна «содержать информацию порнографического характера», т.е. «информацию, представляемую в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного» (пункт 8 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Часть 10 той же статьи 5 изложена в новой более детальной и расширенной редакции, которая практически исключает возможность неоднозначной трактовки этого положения. Теперь «не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях».

Статья 5 дополнена частью 10.1 следующего содержания: «Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции». «Под информационной продукцией, - говорится в комментарии, - понимается «предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи» (пункт 5 статьи 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» категория информационной продукции определяется в соответствии с требованиями статей 6-10 закона и обозначается знаком информационной продукции, размещаемым с соблюдением требований статьи 12 данного закона и требований соответствующих технических регламентов ее производителями или распространителями».

К этой норме сразу возникает несколько практических вопросов: подпадают ли под нее определенные товары или сайты, где размещена информация о них, или даже ссылки на сайты. Что это будут за знаки (классификация еще не создана), и все ли их надо размещать в рекламном сообщении, а также как быть с радиорекламой. Все эти вещи нуждаются в практической разработке и ждут своих прецедентов, однако, эксперты заметили, что «опасной» в информационном отношении рекламы будет немного, и, скорее всего, ограничится она в основном книгами и журналами.

Статья 5 дополнена также частью 10.2 следующего содержания: «Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций».

Согласно норме части 2 статьи 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

Пункт 6 статьи 6 «Защита несовершеннолетних в рекламе» («показ несовершеннолетних в опасных ситуациях») изложен в более широкой и подробной редакции: «не допускается показ опасных ситуаций, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью».

Эксперты предвидят некоторые трудности в применении этой нормы: «Данное положение, направленное на защиту несовершеннолетних в рекламе, использует категорию «побуждение к действиям (побудить к действиям)», для которой в силу ее оценочного субъективного характера («побудить побуждать - склонить, понудить к чему-либо; побуждение - желание или намерение сделать что-либо» - Большой толковый словарь русского языка ИЛИ РАН, С.-Пб., 2004) весьма затруднительно установить идентификационные признаки в практическом правоприменении».

Соответствующие изменения производятся и в главе 38 «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе».

Приложение 3 касается статьи 19 «Наружная реклама и установка рекламных конструкций».

Поправка вступила в силу с 1 июля 2011 года, однако согласно части 5 статьи 74 настоящего Федерального закона данные положения не применяются до 1 июля 2012 года

Пункт 1 части 11 статьи 19 (« К указанному в части 9 настоящей статьи заявлению на установку рекламной конструкции прилагаются: 1) данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя») излагается теперь в новой редакции:

«1) данные о заявителе - физическом лице. Данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрашиваются уполномоченным на выдачу разрешений органом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Данные положения направлены на развитие нормы пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которой органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

Соответственно, документы о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя запрашиваются органом местного самоуправления в соответствующем регистрационном органе, кроме того, такие документы могут быть в добровольном порядке предоставлены в орган местного самоуправления самим заявителем.

Эта поправка вопросов не вызвала, зато экспертам пришлось разъяснить другие вопросы. Например, о возбуждении судебного иска при несоответствии наружной рекламной конструкции схеме городского территориального планирования. (ст 19, п 3). Эта и другие нормы - ответили спикеры - нацелена на две вещи: во-первых, увязку закона о рекламе с другими видами гражданского законодательства, в том числе, жилищного, во-вторых, на подготовку рекламного места «под ключ», с тем, чтобы предприниматель, получив его, не возобновлял беготню по инстанциям и подвергался коррупции, а спокойно продолжал бизнес.

Еще раз была растолкована суть ряда норм, касающихся ограничения участия рекламодателей в аукционных торгах игроков, чья общая площадь рекламных конструкций превышает 35% от общей площади наружной рекламы на территории муниципального района или городского округа, территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Барьеры таким игрокам поставлены на всех этапах оформления установки рекламной понструкции: «на момент подачи заявки на участие в торгах; на момент проведения торгов; на момент выдачи разрешения на установку рекламной конструкции; в течение срока эксплуатации рекламной конструкции».

«Однако данный подсчет осуществляется только в случае, если на территории муниципального района или городского округа установлено более чем десять рекламных конструкций. В случае если на территории муниципального образования установлено менее чем десять рекламных конструкций, лицо не может быть признано занимающим преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы, даже если оно является единственным владельцем всех рекламных конструкций на территории данного муниципального образования».

Эксперты отметили, что в целях поддержки развития малого и среднего бизнеса и выведения его на нормальный конкурентный уровень, они поддерживают обсуждаемое предложение предоставить ему 60% доли рекламных конструкций.

advertology.ru



Модератор: alcoexpert Просмотров: 5 975 Категория: Новости / Алко 40

//Новое на сайте


//Винный гид ПРОДЭКСПО

//Мнения
//Биржа

РГ: Дорого и сердито: какой алкоголь будем пить после повышения акцизов на вино

Импорт вина продолжил расти и в 2024 году. Но все изменится с 1 мая, когда втрое поднимутся акцизы. При этом повышение пошлин на вино из недружественных стран в прошлом году уже привело к росту цен: в магазинах не осталось недружественных вин дешевле 250 рублей, а за импортом подтягиваются и цены на российские вина. Все это вряд ли приведет к росту потребления вина - покупатели, скорее всего, будут переходить на пиво или коктейли, считают эксперты.




//Видео
//КАЛЕНДАРЬ

Российский конкурс сомелье 2024

Российская Ассоциация Сомелье ежегодно проводит масштабное и важное событие – «Российский конкурс сомелье». 29-30 марта в Центре Международной Торговли в Москве соберутся сильнейшие из лучших профессионалов винной сферы.


«Винный Гид Продэкспо-2024» подводит итоги. ФОТО

Международный дегустационный конкурс «Винный Гид Продэкспо-2024», проведенный Yudich Production под эгидой продовольственного Форума страны «ПРОДЭКСПО», завершен. Подводим итоги и объявляем победителей.



//Клуб винопутешествий
//Пресс-релизы

Де-Факты*: Дегустариум “С Новым годом!”. ФОТО

Предновогодний дегустариум из цикла винных встреч «Давайте попробуем» состоялся 29 декабря 2023 года в ресторане «12 бокалов». Более сорока знатоков и любителей вина собрались здесь, чтобы вкусить (и закусить!) вино, душевно поговорить о нем, а заодно, возможно, и подобрать для себя достойный напиток к новогоднему торжеству. Вел мероприятие, попутно развлекая и образовывая гостей, «отец-основатель» Дегустариумов Юрий Юдич, руководитель аналитической группы «Алкоэксперт».


Де-Факты*: «Народ хочет знать». Торговая сеть «Перекрёсток». ФОТО

Январские морозы - отличное время для того, чтобы заняться летописью нашего Клуба, и вспомнить дегустацию, которая прошла в конце прошлого года. Тогда, в разгар поздней осени, критично настроенный чувственный аппарат дегустаторов направил свои рецепторы на познание ассортимента сети «Перекрёсток» (здесь напомним, что в тематических сессиях «Народ хочет знать» выступают вина из ассортимента федеральных сетей).


//Алкогольное право

//Журнал "НАПИТКИ"
//АРХИВ

//

НАШИ ПАРТНЕРЫ

//